Мозаика – один из первых художественных инструментов человека. Работа с кусочками керамики, камня и ракушек оформилась в IV тысячелетии до нашей эры, задолго до масляной живописи или академической скульптуры.
Подобно тому, как развивалось человечество, развивается и ребенок. Собрать знакомые предметы и менять их местами, пока перед глазами не возникнет что-то новое, наделенное идей автора – с этого начинается творческий путь каждого малыша.
А если в нужный момент направить творческий порыв в русло работы с мозаиками – ваш дом (а, может, и целый город!) наполнится шедеврами. Какими – рассказываем на четырех примерах.

Чем отличается детский подход
В Love Mosaic взрослые мастер-классы длятся 3 часа, а детские – всего 2. И дело не в том, что ребенок работает с меньшими по размеру объектами. Просто эмоциональная и интеллектуальная насыщенность его работы в несколько раз выше. И вот, почему.
Как правило, взрослые приступают к мозаике, уже представляя результат. Процесс создания работы тоже важен для них, но проходит расслабленно. С таким настроением собирают пазл или высаживают пионы в подготовленные лунки клумб. Ребенок действует как экспериментатор. Чтобы создать что-то, он должен освоить материал. Пощупать шероховатости, рассмотреть линии, взвесить в ладошке и даже понюхать – так выглядит необходимое «знакомство». Когда же материал «приручен», начинается самое интересное.
Детская работа буквально создает себя сама, и ее творческий финал непредсказуем. Ребенок выбирает центральный элемент или основной цвет – самую красивую, на его взгляд, деталь мозаики, и только после отвечает на вопрос, о чем будет работа. В детстве механизмы восприятия мира быстро меняются. Работы детей 7–8 лет контрастные, основные действующие лица в них – цвет и линия. Хорошая работа для ребенка такого возраста – яркая и заметная.
С 9 лет дети начинают задумываться о причинах и следствиях. Поэтому у персонажа, чью форму выбирает ребенок на мастер-классе, возникает история. В результате дети легко объясняют, почему перья птицы сделаны из зеленого стекла, а у цветка хитрые глазки. Кто прав больше – взрослый или ребенок?
Попробуем разобраться на примерах.
Кейс №1. Муралы в Сан-Франциско
Джозеф Норрис – американский художник, который верит, что совместное творчество соседей помогает городам развиваться, а заботу об улицах стоит прививать с детства.

Так, в 2000-х в Сан-Франциско возник уличный проект Kid Serve. Инициативу художника поддержали школы, колледжи и детские сады, и вскоре сорок семиклассников создали первую масштабную работу. Ею стал мозаичный мурал «Ловцы солнца» на юго-востоке города. Состоявший из тысяч стеклянных осколков, он отражал лучи в разное время дня и менял цвет.
В 2007 году в городе появилась вторая работа – «Знак надежды», а к 2009 детские мозаики украсили еще 5 стен. Сегодня мозаичные панно Kid Serve разных масштабов можно найти на детских садах, библиотеках и школах, а самому младшему их автору – 4 года!
Кейс №2. Застывшее море в болгарских интерьерах
В отличие от Джозефа Норриса, болгарские художники Райна и Енчо Рачевы видят в мозаике не шанс объединить общество, а возможность воссоздать природу там, где ее становится все меньше – в центре оживленных городов.

Мозаичная школа Рачевых расположена в Бургасе, у кромки Черного моря, и это не случайно. Каждое занятие художники и дети начинают с морской прогулки – они вместе собирают обломки ракушек, обкатанную морем гальку, мрамор и, конечно, помутневшие гладкие стеклышки, выброшенные на берег.
Вернувшись в мастерскую, дети распределяют находки по цветам и формам. Гладкие камешки становятся основой для контура, выпуклые – формируют рельеф. Так из природных материалов сквозь стены галерей проступает природа – морское дно с таинственными молчаливыми жителями, дремучие леса, наполненные птицами, поля и водопады.
Кейс №3. Спонтанная израильская мозаика
В израильской студии знаменитой художницы Иланы Шафир и ее последователей Ниры Португали и Товы Шафран, считают, что мозаика – это, в первую очередь, образ мысли и полезный навык.

Маленькие ученики школы в Ашкелоне намеренно ограничены в выборе художественных средств и методов. Работы они создают из ракушек, камней и глиняных осколков, форму, цвет и текстуру которых в процессе не меняют.
Эскиз для подопечных школы Иланы Шафир тоже лишний. Основа творческого метода художницы – интуиция, поэтому действия учеников, как и их результат – спонтанны.
Случайные творческие находки и головокружительные открытия приводят юных художников к цели – учат быть внимательными и находчивыми.
Кейс №4. Love Mosaic как шанс понять друг друга
В Love Mosaic целью и способом создания работ стал диалог. На занятиях учителя позволяют детям выбирать основы и выдумывать узор, а затем обсуждать идеи между собой.

Важное место также занимает развитие сообразительности и мелкой моторики.
Мастера Анна Круть и Елена Осипова помогают детям выразить мысль, объясняя, как создать задуманное, правильно «раскрасив» мозаикой деревянную форму.
И если значение формы (животное, растение, сердце, мороженое) понятно родителю, мозаичное наполнение – обычно неожиданное и непростое – провоцирует вопрос «А почему?». На него ребенок может отвечать часами и с удовольствием, рассказывая захватывающую версию происхождение рыб-цветов или говорящего мороженого.